Злая собака (zly_pies) wrote,
Злая собака
zly_pies

Category:

Трудности образования и не только



Внезапно для себя и окружающих побывал на странном мероприятии. Странном, например, потому что оно заняло три дня - пятницу, субботу и... вторник. Странном, потому что участников ради него вывезли на море. Странном, потому что никогда бы не подумал, что на равных буду общаться с ректорами, проректорами, деканами и научным составом системы образования за одним столом (днём круглым, вечером как пойдёт). Ну, и, наконец, называлось оно крайне странно - форсайт-сессия.

Насчёт моря вообще не шучу, кстати.


Ну, а в остальном совсем не до шуток.


Попробую тезисно изложить, пока хоть что-то помню.


Начали-то мы в первый день за здравие. Наметили основные тренды развития в телекоме и айти. Обозначили их проблематику и возможности. Потом оценили перспективы эволюции существующих профессий и вероятность возникновения новых. Выделили ключевые, общие и специальные компетенции. В общем бодрые дебаты незаметно перетекли из конференц-зала в ужин и прочий нескушный вечер. А второй день начали с обсуждения, что нужно для того, чтобы наши прогнозы сбылись и как достичь желаемого результата. Ну, и понеслось.. ещё на два дня.

Про ЦТ
Средний балл ЦТ по физике у абитуриентов, поступающих, например, на факультет компьютерного проектирования, восемь с половиной. Сразу после начала занятий ФКП проводит тестирование своих студентов-первокурсников с заданиями того же уровня сложности, что и на ЦТ, но уже без вариантов ответов - пиши свой. Средний балл у вчерашних выпускников средней школы, благополучно ставших студентами-бюджетниками дневной формы обучения передового ВУЗа страны, знаете, сколько? Я смело предположил, что в два раза меньше. Но нет, в четыре.

Про систему ценностей студентов двумя реальными цитатами
Да, я тупой - зато у меня айфон 12.
Да, я тупая - зато я красивая.

Про смысл образования
Выпускники средней школы не только не обладают фундаментальными знаниями по основным наукам, не только ленивы, необязательны и демотивированы, но и в принципе не знают, чего хотят от дальнейшего обучения. Учатся для соответствия "социальной нормальности" - то есть ради диплома, без которого, как приучили всех нас ещё наши родители, ты никто. Основная цель учреждения высшего образования - выдать молодому специалисту корочку. Увы, но даже в самих УО тоже зачастую в это верят. Увы, но и на предприятиях тоже так считают "итак, добро пожаловать на работу, юный друг, забудь всё, чему тебя там учили, сейчас ты узнаешь, как оно всё на самом деле".

Про вовлечение студентов в реальные проекты для "обучения в бою" (коль уж голая теория скучна)
Однажды одна айтишная компания дала факультету на год 30 реальных коммерческих проектов. Для мотивации студентов и вообще их понимания, как полученные знания применять на практике. 28 проектов до конца так и не были доведены, заказчики остались ни с чем. Студентам было пофиг. А у преподавателей не было времени контролировать выполнение этих проектов, они и так перегружены. Больше одна айтишная компания такие эксперименты не проводила. Впрочем, справедливости ради отмечу, что финансирование этих проектов компанией проводилось только в сторону преподавателей. Почему они добросовестно не отработали свой заработок - тоже открытый вопрос, надо признать.

Про узкую специализацию
Подготовить узкого специалиста легко и просто. Как и научить обезьяну нажимать разноцветные кнопки. Фундамент из базовых знаний - лишняя трата времени, в то время как зарабатывать деньги можно уже завтра после относительно непродолжительных курсов. Причём эта стратегия выгодна не только студенту ВУЗа, но и работодателю, которому пока нужен именно штат исполнителей. Да, сегодня нет дефицита идей, но есть в определённой степени дефицит обезьян рабочих рук программистов. Но что будет завтра, когда рынок будет переполнен кодерами, а идеи начнут заканчиваться?

Про гибридных специалистов
Профессия "программист" уходит в прошлое. Владение навыками программирования и алгоритмизации скоро войдёт в базовый пакет знаний любого технического специалиста. Языки программирования станут модульными, компиляторы будут работать с визуальными средами разработки. Принципиально изменится порог входа в профессию. Программист в чистом виде просто исчезнет так же, как востребованный ещё не так давно "оператор ПЭВМ" (хотя, будете смеяться, их и сейчас готовят, а организации шлют заявки). На смену им придут программист-биотехнолог, программист-химик, программист-врач. Хотя с большой вероятностью приставка "программист" скоро будет столь же нелепа, как и тот самый "оператор".

Про фундаментальные и междисциплинарные знания
Физика, математика, логика, инженерная графика, английский, основы алгоритмизации, основы криптографии - это тот базис, без которого специалисты в принципе не могут грамотно коммуницировать друг с другом и работать в команде. Один мой знакомый руководитель любит внезапно спрашивать у подчинённых в чём суть алгоритма Витерби, сколько существует формул Максвелла, физический смысл децибела и сколько их помещается в одном непере. Воспринимается как шутка, но есть нюанс... Да, вероятность того, что в текущей работе это как-то может пригодиться - минимальная. Но незнание основ нарушает способность воспринимать комплексную информацию, понимать процессы и просто грамотно и корректно изъясняться. Но понимания этого на сегодняшний день, опять же, нет ни у учащихся всех курсов, ни у потенциальных работодателей.

Про решение проблемы
Смешно слышать, когда седовласый учёный муж заявляет: "Так увеличьте же количество часов по фундаментальным наукам, раз им не хватает, чтобы всё выучить". Ну, правда, смешно. Не увеличивать надо, а объяснять, аргументировать, мотивировать. Тогда и сократить можно будет - сами разберутся во всём, сидя дома с учебником, когда будут понимать, зачем это в принципе нужно. Но никто же даже объяснить не пытается. Диалог на уровне:
Первый курс:
- А зачем нам эта высшая математика?
- Ну, как же... вот на третьем курсе у вас будет предмет, ух, там без неё никак!
Третий курс:
- А зачем нам этот предмет вообще?
- Ну, вот будете на пятом курсе диплом писать, вот он вам и пригодится
Пятый курс:
- А нафиг диплом?
- А вас без него на работу не возьмут
Нет, ребятки, так не пойдёт. Как говорит один товарищ майор, процесс хорош только в постели, а в остальном нужен всё-таки результат. Когда даже преподаватель не может внятно объяснить, зачем нужен его предмет, кроме как "ну, потом пригодится, чтобы дальше учиться", рассчитывать на осознание студентом его важности уж точно не приходится.

Про отношения реального сектора и системы образования
В основном формальные. Да, часть организаций, предоставляющих рабочие места, принимает участие в формировании учебных планов учреждений образования, обозначает необходимость в том или ином количестве специалистов. Однако по факту те же организации потом охотнее берут на работу студентов с опытом работы в реальных проектах или с международным сертификатом о пройденном курсе. Да, часть организаций оказывают спонсорскую помощь в организации учебных классов и лабораторий, но не помощь в организации учебного процесса. Да, зачастую руководство крупных компаний - выпускники технических ВУЗов и всё понимают, но предоставить своего специалиста для чтения курса лекций возможности\желания не имеют.

Про гостевых лекторов
Не все дисциплины есть возможность читать преподавателям ВУЗа, некоторые актуальные дисциплины в принципе могут отсутствовать в учебном плане. Для этого приглашаются так называемые "гостевые" лекторы - от частных учебных центров или специалисты предприятий реального сектора экономики. Но гонорар, который могут предложить ВУЗы таким лекторам - смехотворный. В итоге читают лекции лишь те, кто себе это может позволить без материального ущерба или те, кто готов работать на голом энтузиазме.

Про нормативно-правовую базу
Даже если предположить, что руководство предприятия приняло хотя бы разовое положительное решение по выделению своего сотрудника для образовательной деятельности, то с точки зрения налоговой и прокуратуры такой специалист предприятия, в рабочее время отправляющийся читать лекцию на платной основе в УО (даже по договору), автоматом становится прецедентом для разбирательств.

Про ППС
Старение профессорско-преподавательского состава - реальная проблема. И если узкие актуальные дисциплины готовы читать более-менее молодые специалисты из состава выпускников этого же УО, то фундаментальные науки - это атас, уже сегодня это бабушки и дедушки. Что с ними будет завтра? А с их предметами? Ну, а отношение студентов к молодым преподавателям - отдельная тема для разговора. Как может человек на зарплате преподавателя ВУЗа быть хоть в чём-нибудь авторитетом для студента? Как он может рассказывать ему о мотивации в учёбе, о карьере, о перспективах и прочих космических кораблях, когда телефон студента - это две-три месячные зарплаты его преподавателя. В системе координат студента преподаватель расположен на крайне низкой жизненной позиции.

Про уровень подготовки ППС
Астрономических учебных часов у преподавателя в год около 800, то есть половина всего его рабочего времени. Плюс к этому статистика, отчётность, методическая и идеологическая работа, соцнагрузка и прочие оформления кабинетов и коридоров. В оставшееся ничего время можно заниматься самоподготовкой и\или научной деятельностью, если степень позволяет, конечно. Для сравнения - у польского PhD в год 300 часов лекций. Всё остальное - научная работа. И стенгазеты не рисует.

Про воинскую обязанность
Закон 2018 года подкосил всякую подготовку ППС внутри ВУЗов. Ты доучился в институте? Молодец, магистратура тебе светит через полтора года. Ты каким-то чудом отучился в магистратуре? Молодец, аспирантура тебе светит через полтора года. В итоге перспективные и полные энтузиазма молодые специалисты пропадают на полтора года и... больше не появляются. Для сравнения данные по одному факультету: 5 лет назад 300 магистрантов, сейчас - 30.

Короче, вот вам море
IMG_20210416_195227.jpg
Tags: какстрашножить, ликбез, мероприятие, общественное, работа за еду, школа
Subscribe

  • Минское море. Три медведя.

    Если чо, это антиреклама, а не то, что вы подумали. Спойлер: довольно отстойное морожко оказалось. Последний раз на ММ мы рыбачили зимой аж...…

  • Снегири

    В Беларуси внезапно включили зиму. Внезапно надолго. Эксгибиционисты Снегири замёрзли и подались поближе к людям. Со всех концов…

  • Муравьи и прочие феромоны

    Четыре года назад я снял занятное видео, которое до вчерашнего дня лежало без дела. Муравьи бегут по своим делам - то ли на объект, то ли с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments

  • Минское море. Три медведя.

    Если чо, это антиреклама, а не то, что вы подумали. Спойлер: довольно отстойное морожко оказалось. Последний раз на ММ мы рыбачили зимой аж...…

  • Снегири

    В Беларуси внезапно включили зиму. Внезапно надолго. Эксгибиционисты Снегири замёрзли и подались поближе к людям. Со всех концов…

  • Муравьи и прочие феромоны

    Четыре года назад я снял занятное видео, которое до вчерашнего дня лежало без дела. Муравьи бегут по своим делам - то ли на объект, то ли с…