Злая собака (zly_pies) wrote,
Злая собака
zly_pies

Не спи - кругом змеи



В аналогичной ситуации мы говорим друг другу "спокойной ночи". Но сон индейца племени пираха не может быть спокоен, как не бывает он и долог. Пираха не спят всю ночь, чтобы потом полноценно бодрствовать днём. Разделение суток на день и ночь для них существует сугубо на уровне "светло" и "темно". У пираха нет календаря, дней недели и ощущения времени в принципе в нашем понимании. Индейцы пираха спят по 15-45 минут за раз, а это уже не может не повлиять на общую картину мира. Прямо посреди ночи можно (и нужно!) проснуться и пойти на рыбалку. А потом вернуться и разбудить всю семью на поздний ужин (или ранний завтрак). Потом, конечно, можно снова поспать. Но всё равно не долго, потому что придёт бодрый сосед, который станет рассказывать, как видел в лесу злого духа, пока сам не задремлет. И так весь день. То есть сутки. Время пираха непрерывно, ведь когда спишь часто и понемногу, понятия "вчера" и "сегодня" становятся очень размытыми, если даже не невозможными.

В 2008 году вышла книга Дэниэла Эверетта "Не спи - кругом змеи".



Дэниэл Эверетт на фото справа. В 1978 он вместе со своей женой и тремя детьми отправился в амазонские джунгли для глубокого изучения языка пираха, чтобы затем перевести Библию и нести Слово Божье туземцам. Да, они, как и их немногочисленные предшественники, были миссионерами. Но у предшественников с этим делом как-то не сложилось. Поэтому, отправляя в сельву на берег реки Майей десант Эвереттов, их миссию долго готовили лингвисты. Дэниел получил профильное образование и был готов изучать язык с научной точки зрения, а не просто методом тыка.



Первые упоминания о пираха датируются XVIII веком. Индейцы были малочисленны, ничем примечательным (читай "полезным для цивилизованных людей") не отличались, сами интереса к прогрессу не проявляли и в особые отношения с цивилизацией вступать не спешили. В начале XX века ими заинтересовались антропологи, но довольно вяло, потому что язык у народа оказался - чёрт ногу сломит (три гласные и восемь согласных не располагают к лёгкому пониманию длинных и невероятно похожих друг на друга слов). Ну, а к 50-м годам к ним пришли миссионеры. И вот тут-то завертелось. Оказалось, что туземцы довольно необычные. Они не умеют считать дальше трёх, лексически не выделяют цвета, не имеют рекурсии в речи, у них сложное отношение с понятиями вчера\сегодня, свой\чужой, верх\низ и многие другие странности. И, главное, они ни в какую не понимают, как можно и зачем нужно верить в Христа.



Семейство Эверетта застало одно из племён пираха на том уровне отношений с внешним миром, когда всё, что им интересно у речных торговцев - это удобные майки\шорты\платья, ружья, мачете, рыболовные крючки и водка. Всё остальное пираха берут в лесу и реке. Впрочем, и тут их потребности довольно скромны. Хижины пираха строят крайне примитивные и не очень долговечные, сельское хозяйство ограничено полудиким выращиванием одного маниока, еда добывается охотой и рыбалкой. Заготовкой продуктов индейцы не заморачиваются, что поймают, то и съедят.



Пираха не носят украшений, не делают татуировок, не рисуют, дети почти не играют в игрушки, у племени нет космогонической мифологии, у них нет вождей и жрецов, они не вспоминают о прошлом и не задумываются о будущем. Они почти всегда веселы и смеются. Пираха обожают танцы и "театральные" постановки. Они живут здесь и сейчас. Пираха верят только тому, что видели сами или видел рассказчик:

— Эй, Дэн, а как выглядит Иисус? Он темный как мы, или светлый как ты?
— Ну, я сам его не видел. Он жил давным-давно. Но у меня есть его слова, — ответил я.
— А откуда у тебя его слова, если ты его сам не слышал и не видел?
Затем они давали понять, что если я сам не видел этого парня (и не в переносном смысле, а буквально), то мои истории о нем им неинтересны. И точка.




Прожив в общей сложности 7 лет в племени, Дэниэл собрал огромное количество научного материала, как никто другой до и после него. Он неплохо выучил язык пираха и даже перевёл часть глав Библии, как от него и требовалось работодателем. Но заинтересовали они... ровным счётом никого. Зато дневники Эверетта, его научные публикации и книги в свою очередь вызвали резонанс как среди узких специалистов, так и у широкой публики.

F4O45QhsRhRexyVRV8Smzg.jpg

Впрочем, любопытен ещё один факт. Первая часть книги - рассказ о том, как Эверетты жили в племени. Это самая интересная часть с моей точки зрения. Там много интересных фактов, наблюдений и умозаключений автора. Вторая часть - лингвистическая, в ней автор долго и муторно рассказывает о языке пираха. Не специалисту (или хотя бы интересующемуся) там тоскливо (на самом деле очень тоскливо). А вот третья часть - внезапное признание автора спустя многие годы, своего рода каминг аут. В ней Дэниэл довольно коротко рассказывает, как вышло так, что, не сумев рассказать пираха о Христе и его учении, он сам в нём разочаровался.



Дикари. Как много в этом звуке. Недавно я писал о такой штуке как умвельт. Согласно этологического подхода, окружающая среда не просто формирует организм. Она влияет на восприятие им мира в целом. Окружающая среда может быть единым домом для множества живых организмов. Однако то, как воспринимают одну и ту же окружающую среду разные существа, может значительно отличаться. И эта разница и есть умвельт. У всех одна окружающая среда, но у всех свой умвельт. Процитирую Франса де Вааля:

Томас Нагель в 1974 г. вопрошал: "Каково это - быть летучей мышью?" - и приходил к выводу, что мы этого никогда не узнаем. Мы не можем проникнуть в частную жизнь других видов, утверждал он. Нагеля интересовало не то, как будет чувствовать себя человек, став летучей мышью; он хотел понять, как чувствует себя летучая мышь, будучи летучей мышью. Это действительно за пределами нашего воображения. Такую же стену между животными и человеком обозначил австрийский философ Людвиг Витгенштейн в своём известном высказывании: "Если бы лев мог разговаривать, мы бы его не поняли"

Пираха примечательны в первую очередь тем, что мир столкнулся с тем самым "говорящим львом". Пираха - такие же люди, как и мы. Они живут на одной с нами планете. Они живут в тех же джунглях, что и многие соседние племена. Но другие племена сегодня пользуются спутниковой связью. Другие племена смотрят фильмы и читают книги. Другие племена верят в христианского Бога. А пираха до сих пор не понимают, что изображено на фотографии, если её перевернуть вверх ногами. Однажды Дэниэл удивился вслух тому факту, что порой индейцы обсуждают между собой вопросы так, будто его нет рядом с ними. Он сказал им об этом, мол, я между прочим понимаю, что вы там говорите обо мне, и получил невероятно отрезвляющий ответ: ты говоришь на нашем языке, да, но ты его не понимаешь, как не можешь понять и нас, ты с нами, но ты не один из нас.



Умвельт пираха другой. И мы его стремительно теряем. Численность племён пираха сокращается. Как бы пираха ещё ни выражали своё пренебрежение достижениями цивилизации, цивилизация уже перестала игнорировать пираха. Свою роль сыграли и книги Эверетта - количество желающих узнать индейцев поближе (как учёных, так и искателей приключений) существенно выросло. Жена Дэниэла, Керен, после развода с мужем не отступила назад и продолжила свою миссионерскую деятельность. Индейцев пытаются научить счёту, им навязывают медицинское обслуживание и прочие социальные блага. Защитить мир пираха в резервациях не так сложно, как сохранить их умвельт. На сегодняшний день Дэниэл Эверетт, пожалуй, единственный человек, подобравшийся к сокровенному знанию ближе всех. И, вероятно, последний.



В посте использованы снимки из открытых источников, а также замечательные фотографии Александра Федорова из статьи "Люди без денег, чисел и прошлого" на Медузе. Статья рекомендуется к прочтению.

P.S. Ассоциация с умвельтом животных мне пришла в голову буквально на днях. Поэтому и пост сложился именно в таком виде. Умвельт ранее воспринимался, повторю цитату выше, "стеной между человеком и животным". Но, кажется, возможны варианты. И как бы не вышло, что вот это вот "пограничное" между животным и человеком (да простят меня за это безобразно некорректное сравнение) племя не оказалось ускользающим ключом к невероятной тайне познания.
Tags: занимательная антропология, какстрашножить, киндл, книги, ликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments