Злая собака (zly_pies) wrote,
Злая собака
zly_pies

Categories:

Как люди думают?



Ребёнок вчера вывихнул мне мозг. Взаимно, впрочем. Делала домашку по математике и зависла на задачке. Попросила помочь разобраться.

Денис собирал в лесу грибы. Нашёл 6 подберёзовиков, 4 боровика и лисичек на 5 больше, чем боровиков. Придумайте вопросы к следующим решениям и ответам:
1) 6 + 4 = 10
2) 4 + 5 = 9
3) 6 - 4 = 2


Ребёнок в ступоре. Ну, ок, пытаюсь объяснить в чём суть задачки. Кивает, вроде всё понятно. Ну, говорю, какой вопрос можно придумать, чтобы надо было сложить подберёзовики и боровики и узнать, сколько их вместе? Пожимает плечами. Ладно, начинаю разжёвывать на первом примере: Денис собирал в лесу грибы. Нашёл 6 подберёзовиков, 4 боровика и лисичек на 5 больше, чем боровиков. Сколько подберёзовиков и боровиков нашёл Денис? 6 (подберёзовиков) + 4 (боровика) = 10 (подберёзовиков и боровиков).

- Понятно теперь?
- Да?
- Так какой вопрос можно задать?
- Сколько всего грибов нашёл Денис?
- Всего?
- Всего.
- Подберёзовиков, боровиков и лисичек?
- Да.

Выдыхаю, разбираю пример ещё раз, медленно и с нужными акцентами. Нифига - тот же ответ. Начинаю подозревать, что ребёнок не улавливает, что такое задача в принципе структурно. Набираюсь терпения и начинаю издалека про то, что задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Вроде понимает. Пытаюсь объяснить, что на одно и то же условие могут быть разные вопросы и, соответственно, разные решения и ответы. Вроде тоже понимает. Возвращаемся к домашке - ступор.

Выдыхаю и понимаю, что надо начинать ещё более издалека и вообще подальше от математики, чтобы не отвлекала.

- У Маши в коробке лежат игрушки: жёлтый цыплёнок, зелёный крокодил и белый медведь. Это условие, понятно?
- Да!
- ОК, кто лежит в коробке у Маши?
- Жёлтый цыплёнок, зелёный крокодил и белый медведь!
- Молодец! Я тебе что задал?
- Вопрос!
- Молодец, а ты мне что дала?
- Ответ!
- Ура! Разобрались?
- Разобрались.
- Теперь давай наоборот, я тебе придумаю ответ, а ты мне задашь вопрос, для которого подходит этот ответ.
- Нууу..... давай....
- Мой ответ "Жёлтый". Задавай мне вопрос, на который я отвечу "Жёлтый"
- Какого цвета цыплёнок?
- Ну, вот, видишь, всё правильно, ты справилась. А если я дам ответ "Крокодил"?
- Я спрошу, кто в коробке зелёный?
- Да, молодец. Вроде разобрались.

И тут происходит странное. Принципиальной разницы в приведённом затем примере я не вижу, по мне задачка совершенно эквивалентная, но девица М. ваще не понимает, чего от неё хотят. Я говорю:

- Маша, теперь мой ответ "В коробке". Какой будет твой вопрос?
- Эээ... чо?
- Ну, что ты должна спросить у меня, чтобы я ответил "В коробке".

Всё, полнейший ступор. Заинтересованный нашей дискуссией приходит Михаил, вслушивается. Я провожу с ним тот же эксперимент. Первые задачки про животное и цвет он решает так же легко. Но ответ "в коробке" ставит в тупик и его. Мария начинает выдвигать странные версии, построенные по какой-то нечеловеческой логике:
- У Маши в коробке лежат игрушки: жёлтый цыплёнок, зелёный крокодил и белый медведь в коробке?
или сокращённо
- У Маши в коробке.
- Что?
- В коробке!
- Это вопрос?
- Да.
- Какой вопрос, повтори ещё раз?
- У Маши в коробке
- И какой ответ?
- Не знаю
- Так ответ же я тебе уже назвал "В коробке"
- Ну, значит, "В коробке"
- А вопрос какой?
- Ммм... У Маши в коробке лежат игрушки: жёлтый цыплёнок, зелёный крокодил и белый медведь в коробке?

Ааааа!!! У меня вывих мозга!

Пытаюсь для разнообразия предложить другую задачу, в которой будет ответ "У Маши". Результат тот же - дети не представляют, какой вопрос задать для этого ответа и выдвигают версии аналогичные тем, что выше. Ваще клин полный. Я в шоке. Можно писать диссертацию. С учётом того, что я сейчас как раз читаю Франса де Вааля "Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных", у меня возникли сомнения, кто же из нас не догоняет. Может, я себя переоцениваю и нужен конспецифичный подход*?

* - Конспецифичный подход — метод исследования поведения с помощью моделей или партнеров, относящихся к тому же виду, призванный снизить влияние человека.
Tags: занимательная антропология, машкин дневник, школа
Subscribe

  • Галопом по страницам

    Короче, у меня тут за год собрался позорный список. Позорный, потому что количество прочитанного за этот период удручает настолько, что хочется…

  • Трудности образования и не только

    Внезапно для себя и окружающих побывал на странном мероприятии. Странном, например, потому что оно заняло три дня - пятницу, субботу и... вторник.…

  • Кое-что обо мне

    Зашёл в жж на секундочку, а тут сплошные посты про Ельцина. Первая мысль - Ельцин умер. Шок! Полез читать, а он действительно умер. 14 лет назад.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

  • Галопом по страницам

    Короче, у меня тут за год собрался позорный список. Позорный, потому что количество прочитанного за этот период удручает настолько, что хочется…

  • Трудности образования и не только

    Внезапно для себя и окружающих побывал на странном мероприятии. Странном, например, потому что оно заняло три дня - пятницу, субботу и... вторник.…

  • Кое-что обо мне

    Зашёл в жж на секундочку, а тут сплошные посты про Ельцина. Первая мысль - Ельцин умер. Шок! Полез читать, а он действительно умер. 14 лет назад.