Злая собака (zly_pies) wrote,
Злая собака
zly_pies

Category:

Крис Хэдфилд



"Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите."

Очень серьёзный и правильный чувак. Если прочитать книгу, то его, наверное, можно было бы назвать занудным. Но, будучи в космосе, он записал кучу разных видео, из которых создаётся впечатление, что вовсе он и не такой бука. Более того, он брал с собой на МКС гитару, и бренькал там на ней, и даже пел. Более того, в рамках подготовки к полёту на Союзе, когда Шаттлы уже свернули, он жил в общей сложности несколько лет в России. Ну, и там вот это всё по учебнику ФБР: клюква, водка, балалайка, Новый год всем домом с шашлыками во дворе и поездка на автобусе из гостей с одной только мыслью "как бы не сблевать прямо на пол". В общем, нормальный чувак.



Одна из основных мыслей, которые мне понравились и запомнились: "что ещё меня может убить?" Возможно, психологически это неправильная установка. Но полёт в космос - это всегда повышенная опасность в любой момент времени. Начиная от подготовки к полёту и заканчивая приземлением. В NASA есть чёткие инструкции на любую штатную и внештатную ситуацию и их список постоянно пополняется. Основная идея Криса - чёткое знание этих инструкций. Если на что-то нет инструкции в учебнике, надо её придумать. Хэдфилд постоянно думает о том, что ещё может случиться из того, что его убьёт. Он не писал об этом, но у меня сложилось впечатление, что он об этом думал, даже играя на гитаре на МКС. Возможно, это правильно. Руководство астронавта по жизни на Земле рассказывает о том, что неважно, сколько времени ты проводишь в космосе - на Земле ты проводишь времени всё равно больше. И теми навыками, которые прививает космос, не стоит пренебрегать и дома:

Предвидеть проблемы и размышлять над их решением – это на самом деле совершенно не то же самое, что обычное беспокойство. Совсем наоборот: это продуктивно. А подготовить план действий, который позволит сохранить душевное спокойствие, не значит потерять время попусту. Хотя, действительно, может оказаться, что вы готовились к чему-то, что никогда не случится, но если ставки высоки, то оно того стоит. Мчась по шоссе, можно слушать радио и наслаждаться видом заката. А можно внимательно отслеживать дорогу, отмечая все потенциальные угрозы. Например, вы замечаете впереди автоцистерну и прикидываете, что произойдет, если в тот момент, когда вы будете проезжать мимо нее, вас подрежет грузовик, который, как вы заметили, вел себя несколько странно, двигаясь в левом ряду в течение последних десяти минут. Заранее обдумать эту проблему – лучший способ ее избежать.

Не нужно все время думать об опасности и ждать, что небеса вот-вот рухнут. Но, несомненно, будет лучше, если на случай возможных неприятностей у вас будет некий план действий. Для меня такое отношение не только к работе, но и к жизни стало рефлексивной формой внутренней дисциплины. Например, когда я вхожу в заполненный людьми лифт, я думаю: «Так, а что мы сделаем, если лифт застрянет?» И начинаю думать над тем, какова будет моя роль и как я смогу помочь решить эту проблему. Когда лечу на самолете – то же самое. Как только застегнут ремень безопасности, я автоматически начинаю думать, что буду делать в критической ситуации.




А, ещё мне вот что запомнилось. В 35-м экипаже МКС вместе с Хэдфилдом был российский космонавт Роман Романенко, с которым они крепко сдружились ещё на этапе подготовки к полёту. Спустя какое-то время после окончания миссии, Крис вернулся в Россию и встретился с друзьями:

Ефим рассказал мне, что Роман купил новую машину, так что я уже был подготовлен, когда на следующее утро Роман приехал на золотом кабриолете BMW. Очевидно, это была награда, которую он обещал сам себе по возвращении из экспедиции. И я отлично могу понять земное удовольствие, которое он получал от этой машины: у меня самого было два кабриолета – старый Thunderbird и Mustang, поновее. Мы с Романом ухмыльнулись друг другу – двое мужчин среднего возраста, не стесняющиеся своей предсказуемости.

Золотой. Кабриолет. БМВ. В России. Это так мило. Космонавты тоже люди, ё-моё.
Tags: астро, книги
Subscribe

  • Озарило, и недоумеваю, и про УАЗ

    Спускался сегодня по лестнице в метро и вдруг понял, что 2000 год был 20 лет назад. В 2000 году я считал себя уже вполне взрослым. А теперь,…

  • Масло Нафтан и иномарка. Лить или не лить?

    Полтора месяца назад, когда я ездил вместе с VW Polo на драйвтест, у нас был ещё один пункт программы, про который я сразу не стал писать. Мы…

  • Заметки

    Хотел вчера про что-то запилить пост из житейских наблюдений, но оставил на завтра (то есть уже на сегодня), потому что решил, чтобы три раза не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Озарило, и недоумеваю, и про УАЗ

    Спускался сегодня по лестнице в метро и вдруг понял, что 2000 год был 20 лет назад. В 2000 году я считал себя уже вполне взрослым. А теперь,…

  • Масло Нафтан и иномарка. Лить или не лить?

    Полтора месяца назад, когда я ездил вместе с VW Polo на драйвтест, у нас был ещё один пункт программы, про который я сразу не стал писать. Мы…

  • Заметки

    Хотел вчера про что-то запилить пост из житейских наблюдений, но оставил на завтра (то есть уже на сегодня), потому что решил, чтобы три раза не…